В возрасте 15 месяцев родители замечают изменения не только в развитии, но и в поведении малыша – ребенок не просто повторяет действия родителей или привлекает их внимание, а уже способен вести диалог и играть вместе с ними в простейшие сюжетные игры. Вот только оценивать темпы развития детей после года достаточно сложно, точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца не может никто. В этом возрасте разные дети ведут себя совершенно по-разному: кто-то уже начинает разговаривать и ходить, а другие все еще продолжают ползать и не произносят ни слова. Причем раннее развитие ребенка – это не гарантия его высокого уровня интеллекта в будущем, просто созревание нервной системы и головного мозга у всех детей происходит в разные сроки.
Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца
В 1 год и 3 месяца ребенок чаще всего уже умеет ходить, подниматься и спускаться по лестнице держась за руку, а также вставать и садиться без посторонней помощи. Если даже малыш еще не спешит радовать родителей умением ходить самостоятельно, в этом возрасте он уже должен уметь вставать и ходить, придерживаясь за стенки и за руки взрослых. Намного увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже умеет наклоняться, оборачиваться назад, поворачиваться из стороны в сторону, при этом время от времени теряя равновесия и падая.
Большинство детей после года становятся гораздо осторожнее – малыши уже понимают, что если подползти к краю кровати или дивана, то можно упасть, а если стукнуться головой об стену – голове будет больно. Постоянные попытки ходить, лазать и бегать помогают развивать координацию движения и тренируют чувство равновесия. Малыш пробует приседать, вставать на цыпочки, бегать и совершать более сложные движения, например, пытается бросать и ловить мяч и учиться носить игрушки в двух руках сразу.
В 15 месяцев здоровый, сытый и выспавшийся малыш постоянно весел и энергичен – он бегает или ползает, играет с игрушками, причем, постоянно отвлекаясь и меняя их – обычно в этом возрасте максимальное время, когда ребенок может сосредоточиться на одном занятии, это 10-15 минут. После года у малыша продолжают расти зубы – прорезаются не только клыки и резцы, но и первые жевательные зубы, в этом возрасте ребенок уже должен получать не только перетертые пюре и каши, но и пищу, которую нужно жевать.
Врачи отмечают, что в возрасте 1 года и 3 месяцев дети демонстрируют значительный прогресс в физическом и когнитивном развитии. В этом возрасте малыши обычно уверенно стоят и начинают делать первые шаги, что свидетельствует о развитии моторики. Кроме того, они могут подниматься по лестнице с поддержкой и манипулировать игрушками, что развивает координацию движений.
Когнитивные навыки также активно развиваются: дети начинают понимать простые команды и могут показывать на знакомые предметы. Врачи подчеркивают важность общения с ребенком, так как в этом возрасте он начинает активно повторять звуки и слова, что способствует развитию речи. Социальные навыки также становятся заметными: дети начинают проявлять интерес к другим детям и могут играть в простые игры. Важно поддерживать эти навыки через игры и взаимодействие, что поможет ребенку успешно развиваться в дальнейшем.
https://youtube.com/watch?v=Z5X9MggyDVk
Нервно-психическое развитие
Малыш после года играет весь день напролет, именно в игре он получает важнейшие навыки, учится выстраивать отношения с окружающими и изучает окружающий мир. Очень важно в этом возрасте начинать обучение именно в игровой форме, ребенок будет с удовольствием выполнять любые задания и повторять действия родителей, если они будут преподнесены в виде увлекательной игры. Начиная с 15-18 месяцев меняется стиль игры ребенка с родителями, только теперь они начинают играть «вместе», а не параллельно друг другу. Если до этого родители просто присутствовали при играх малыша или показывали ему как и что делать, то теперь ребенок понимает, что играть можно вдвоем и активно привлекает родителей к таким играм. Причем, дети в этом возрасте способны играть не только с родителями и взрослыми, но и со своими сверстниками – карапузы могут вместе играть в песочнице, строить дом из кубиков или играть с машинками. К сожалению, такая идиллия не способна длиться сколько-нибудь долго – уже через несколько минут дети одновременно хватаются за 1 совочек или машинку и начинают вырывать ее друг от друга, драться или плакать – в зависимости от темперамента и характера малыша.
Большинство детей в 15 месяцев – собственники, они не понимают и не желают слушать взрослых, призывающих их делиться, играть вместе или отдать игрушку. Родителям не стоит пытаться взывать к совести малыша, гораздо эффективнее действует отвлечение ребенка на что-то другое, например, предлагая ему поиграть с вами в какую-нибудь игру или пойти что-то посмотреть, а также попытки найти компромисс – поменяться с другим ребенком, играть по очереди или взять похожую игрушку.
В 1 год и 3 месяца ребенок уже понимает, что вечером нужно собирать игрушки, умываться и ложиться спать. В этом возрасте уже нужно начинать приучать ребенка к определенным действиям, например, он может помогать вам убирать игрушки перед ужином или идти умываться перед сном.
Также, начиная с 15-18 месяцев нужно приучать ребенка к регулярному, ежедневному чтению книг. Теперь малыш уже не просто разглядывает картинки, а слушает и воспринимает короткие сказки и стихи. Самое главное подбирать понятные, красочные и легкие для восприятия детские книги – детям в таком возрасте очень нравятся потешки, стихи – четверостишья и короткие сказки, такие как Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие. Родители должны не только читать книжки, но и комментировать их и объяснять сюжет сказки, стараясь заинтересовать ребенка, нужно также демонстрировать ему картинки и рассказывать, о том, что на них нарисовано. В возрасте 15 месяцев ребенок уже может и сам показывать в книжках знакомых животных, сказочные персонажи или знакомые предметы.
В лексиконе детей в этом возрасте насчитывается около 15-20 слов, а с помощью звуков и жестов ребенок уже может объяснить, что он хочет и что ему нужно. Некоторые дети уже уверенно произносят 5-10 слов, а другие только–только начинают произносить первые звукосочетания. Не стоит беспокоиться, если малыш еще ничего не говорит, самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и мог выполнять простейшие просьбы и задания.
После года малыши начинают активно интересоваться другими детьми, теперь на прогулках они смотрят не только на машины и дома, их интересуют ровесники и дети постарше. Малыши в 15 месяцев еще редко решаются вмешиваться в игры других детей, зато с удовольствием наблюдают за ними.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца
В 1 год и 3 месяца ребенок:
- пытается самостоятельно ходить, умеет вставать и садиться;
- ориентируется в пространстве, умеет наклоняться, приседать, поворачиваться;
- выполняет просьбы и поручения взрослых – приносит игрушки, показывает предметы, дает руки и так далее;
- знает названия предметов обихода, игрушек, животных, знает свое имя, реагирует на него;
- произносит несколько слов, жестами показывает, что он хочет – манит к себе, просится на ручки, просит пить и так далее;
- проявляет разные эмоции при встрече с мамой, бабушкой, знакомыми и незнакомыми людьми;
- переносит действия с одного предмета на другой – кормит из ложки всех кукол или зверей, катает все машинки, собирает разные кубики, разговаривает по настоящему и игрушечному телефону;
- держит ложку, пытается самостоятельно есть кашу, пюре, пьет из чашки.
В возрасте 1 года и 3 месяцев дети начинают активно исследовать окружающий мир, и родители часто задаются вопросом, что именно должен уметь их малыш в этот период. Многие специалисты отмечают, что в этом возрасте дети уже могут уверенно ходить, а некоторые даже начинают бегать. Кроме того, они начинают осваивать простые слова и могут понимать команды, что свидетельствует о развитии речи и когнитивных навыков.
Социальные навыки также становятся важными: дети учатся взаимодействовать с другими, проявляя интерес к сверстникам и взрослым. Важно, чтобы родители поощряли игру и общение, так как это способствует развитию эмоционального интеллекта. Некоторые родители отмечают, что в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность, например, пытаясь одеваться или есть ложкой.
Таким образом, в 1 год и 3 месяца малыш активно развивается, и поддержка родителей играет ключевую роль в этом процессе.
Мальчик и девочка – есть разница?
В возрасте 1 года и 3-х месяцев разница между девочками и мальчиками становится все заметнее. Мальчики обычно активнее и непоседливее, им больше нравятся подвижные игры, особенно на свежем воздухе, но сосредоточиться на одной игре или на одном предмете им гораздо сложнее. У большинства мальчиков в 15 месяцев уже есть коллекция машинок и игрушечного оружия, а вот кукол и колясок у них часто не бывает, хотя многим из них тоже нравится катать и укачивать куколок.
Маленькие девочки любят книжки с яркими картинками, охотно проводят много времени с мамой и играют в куклы и те же машинки, а вот к оружию большинство из них остается равнодушными. С малышками в таком возрасте, как правило, намного спокойнее и легче – они более осторожны и на прогулках предпочитают не отпускать мамину руку и не отходить от родителей – на всякий случай.
Фото:pixabay.com
Вопрос-ответ
Что умеют дети в 1 год и 3 месяца?
Играя, различает разные по величине и цвету предметы. Может ходить на небольшой высоте от пола (15-20 см) — например, играя на детской площадке. Может раздеться с помощью взрослого. Говорит предложениями из двух слов. Ещё
Что должен уметь говорить ребенок в 1 год 3 месяца?
1 год: Появляются однословные предложения. Ребёнок понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами(«поцелуй маму», «где папа? », «дай ручку», «нельзя»). 1год 3 месяца: Словарный запас увеличивается до 10 слов, ребёнок понимает простые инструкции без жеста. 1 год 6 месяцев: Увеличивается запас слов до 30 слов.
Как понять, что ребенок отстает в развитии?
Симптомы отставания в развитии у детей Проблемы с моторикой и координацией движений, Трудности в социальном взаимодействии, Низкую академическую успеваемость, Отсутствие интереса к играм и игрушкам соответствующего возраста.
Советы
СОВЕТ №1
Следите за развитием моторики. В этом возрасте дети начинают активно исследовать окружающий мир, поэтому важно предоставлять им возможности для развития мелкой и крупной моторики. Предлагайте игрушки, которые можно складывать, разбирать и манипулировать, а также поощряйте ползание и первые шаги.
СОВЕТ №2
Стимулируйте речь. Читайте ребенку книги с яркими картинками, называйте предметы и животных, показывайте жесты. Это поможет развить словарный запас и понимание языка. Не забывайте повторять слова и фразы, чтобы ребенок мог их запомнить и начать использовать.
СОВЕТ №3
Создавайте социальные взаимодействия. Важно, чтобы ребенок общался с другими детьми и взрослыми. Устраивайте встречи с ровесниками, посещайте игровые площадки и развивающие занятия. Это поможет развить навыки общения и научит делиться и взаимодействовать с окружающими.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на эмоциональное развитие. В этом возрасте дети начинают проявлять свои чувства и эмоции. Поддерживайте их в этом, показывая свою любовь и заботу. Обсуждайте с ребенком его эмоции, помогайте ему понимать, что он чувствует, и как можно выразить свои чувства словами.