Многие мамы и папы жалуются на медлительность своих детей. Действительно, в некоторых ситуациях это качество может быть очень раздражающим. Откуда же оно берется? Это врожденная особенность или приобретенная? И как вести себя родителям? Разберемся вместе.
Причины детской медлительности. Нужно ли что-то с этим делать?
Итак, рассмотрим возможные причины:
1. Замедление темпа деятельности малыша может быть обусловлено осложненной беременностью и родами, а также недоношенностью. Если при этом имеют место органические патологии, возможны разного рода сбои в развитии психики. В данном случае малыш нуждается в тщательном обследовании и наблюдении детского невролога, психолога.
2. Медлительность часто возникает у левшей на фоне переучивания на правшу. Имейте в виду, что, если это врожденная особенность, переучивать ребенка не нужно! Это не только создает предпосылки для развития медлительности, но и нарушает гармонию формирования личности в целом.
3. Некоторой замедленности и вялости способствует общее нарушение самочувствия ребенка. Это может быть любое заболевание, протекающее в хронической или острой форме. Связано это с тем, что ребенок в этот период слаб: организм направляет все силы на борьбу с недугом. Когда наступает выздоровление, вялость и медлительность пропадают сами собой. Если дело в этом, все внимание нужно направить на лечение самой болезни, помогут в этом педиатры. Кроме того, иногда помогают общеукрепляющие мероприятия: закаливание, массаж, курсовой прием витаминов.
4. В ряде случаев детская медлительность обусловлена особенностями развития и является абсолютно нормальной. К примеру, в возрасте 1,5-3 лет ребенок может замедляться банально из-за недоразвитости мелкой моторики. Кроха изо всех сил стремится к самостоятельности: он пытается сам одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать кнопки и пуговицы, завязывать и развязать шнурки. Однако его пальчики пока не слушаются, он не умеет обращаться с ними так же виртуозно, как это делают взрослые.
И, конечно, родителям кажется, что их ребенок копается, вместо того чтобы взять себя в руки и делать все в нормальном темпе. На самом деле это не так. Ребенку нужна практика, постоянная, ежедневная. Маме с папой следует запастись терпением, ведь этот этап не миновать: если делать все за малыша, он так ничему и не научится.
Постарайтесь не раздражаться, а просто закладывать чуть больше времени на все операции, которые вызывают подобные затруднения у ребенка (на сборы в сад, завтрак и пр.). Со временем вы заметите, что от этой медлительности не осталось и следа.
5. Порой причиной замедленности в делах выступает мечтательность. Ребенок витает в облаках, он где-то в своих мыслях, что провоцирует некоторую оторванность от реальности. Иногда это своего рода защитная реакция психики на излишнюю строгость и требовательность родителей или на какой-то внутренний неразрешенный конфликт. Подобное поведение возможно у детей любого возраста и темперамента.
6. Авторитарный стиль воспитания, тотальный контроль и строгость вполне могут стать благоприятной почвой для развития невротических состояний и, как следствие, появления медлительности у детей. Она также может быть вариантом манипулирования взрослыми или выражением протеста против излишних нагрузок (когда у ребенка много дополнительных занятий или к какому-то из них не лежит душа).
Если медлительность – форма протеста, то она будет возникать только в отдельных ситуациях, не влияя на другие сферы жизни. Или будет проявляться лишь с некоторыми людьми, когда есть скрытый или явный конфликт (например, с тренером, воспитателем, учителем, определенным членом семьи).
7. Любая стрессовая ситуация (разлад и проблемы в семье, переезд, поступление в школу) может отразиться на поведении ребенка самым неожиданным образом. Ведь это серьезное испытание для неокрепшей психики. У него появляется постоянное чувство тревоги, волнения, и кроха пытается с ними справиться, замедляя темп собственных действий – так он бессознательно пытается защититься и успокоиться.
Часто длительные стрессы формируют у детей негативные эмоции: чувство вины, апатию, замкнутость. Все это вполне может поспособствовать формированию медлительности. Проблему решит нормализация «климата» в доме, устранение или хотя бы смягчение травмирующих ситуаций.
Отдельный момент – взаимоотношения родителей и ребенка. Взрослая жизнь полна проблем, неотложных дел и постоянной спешки. Часто в этой гонке теряется контакт между ребенком и родителями. И тогда детская медлительность – просьба об общении, так дети пытаются обратить на себя внимание мамы и папы, побыть с ними подольше. Это просьба о любви, ласке, это протест против ситуации, когда родители постоянно ускользают и их участия не хватает.
8. Темперамент – свойство личности, которое изменить нельзя, он достается ребенку с рождения. Среди 4 типов темперамента самым ярким примером медлительности, конечно, служит флегматик. Такие дети не приемлют ситуаций, когда постоянно нужно куда-то торопиться, бежать. Зато они являются примером последовательности и серьезного подхода ко всему.
Флегматичный ребенок, скорее всего, пойдет проторенным путем, методично устраняя возникающие препятствия. Сбить такого малыша с пути практически невозможно: он до конца остается верным принятому решению, попытки переубедить или перенаправить его бесполезны.
Флегматикам трудно дается все новое, все то, что меняет привычный ход вещей и уклад жизни. Зато они устойчивы к большинству неблагоприятных факторов извне, а потому вывести их из себя очень сложно.
Такие дети скудны в проявлении чувств, но на удивление глубоки и постоянны в своих привязанностях. Они неконфликтны, не проявляют агрессии, уклоняются от прямой конфронтации и борьбы в любом ее виде.
Смена ритма жизни и другие перемены пугают флегматиков. Их родителям следует понимать, что темперамент – как черты лица или цвет глаз – корректировке не поддается. Нужно принимать своего ребенка таким, какой он есть, и в данной ситуации его медлительность побороть вряд ли удастся. Да и не нужно это, лучший вариант – пересмотреть собственное отношение к проблеме.
Так нужно ли как-то бороться с медлительностью? Родителям лучше сначала выявить ее истинную причину. Если эта черта не врожденная, следует мягко и ненавязчиво с ней работать. Дело в том, что темп современной жизни остается весьма высоким, и социум сегодня предъявляет большие требования, в том числе и к детям. На фоне этого привычка быть неторопливым может сыграть в будущем злую шутку. Например, стать причиной рассеянности и неспособности долго удерживать на чем-то внимание, отставания в обучении, неврозов из-за постоянных насмешек и замечаний. В поисках причины помогут психолог, невропатолог, педиатр.
Медлительность у детей — это явление, которое вызывает беспокойство у многих родителей. Врачи отмечают, что такая характеристика может быть связана с различными факторами, включая темперамент ребенка, его уровень энергии и даже эмоциональное состояние. Специалисты подчеркивают, что медлительность не всегда является признаком проблемы. Иногда это просто индивидуальная особенность, которая не требует вмешательства. Однако, если медлительность сопровождается другими симптомами, такими как трудности в обучении или социальная изоляция, важно обратиться к врачу. Педиатры рекомендуют родителям наблюдать за поведением ребенка и создавать для него комфортную обстановку, где он сможет развиваться в своем темпе. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его воспитанию должен быть индивидуальным.
Медлительные дети часто вызывают смешанные чувства у родителей и окружающих. Некоторые считают, что такая медлительность может быть признаком глубокой задумчивости и внимательности к деталям. Они отмечают, что такие дети могут быть более наблюдательными и креативными, поскольку не спешат с выводами и решениями. Однако другие родители выражают беспокойство, что медлительность может мешать социализации и учебе. Они замечают, что такие дети могут испытывать трудности в активных играх и соревнованиях, что иногда приводит к чувству изоляции. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и медлительность может быть просто частью его индивидуального темпа развития. Поддержка и понимание со стороны взрослых помогут медлительным детям раскрыть свои сильные стороны и адаптироваться к окружающему миру.
Рекомендации родителям
1. В первую очередь необходимо помнить, что медлительность – это не прихоть и не вина ребенка. Повлиять на ситуацию криками и негативизмом не получится, это лишь поспособствует развитию неврозов.
2. Хороший ход – вовлечение в игровую деятельность: выбирайте игры, повышающие активность. Но следите за темпом: подстраивайтесь под возможности малыша.
3. Расскажите ребенку, что такое время, научите его отличать сложные задачи от легких, важные от второстепенных.
4. Приучите кроху соблюдать режим дня. Это обеспечивает предсказуемость и постоянство в делах, они ему необходимы, чтобы чувствовать себя более уверенно и защищенно.
5. Не заставляйте ребенка участвовать в играх на скорость, соревнованиях. Для медлительных детей это лишний стресс, и пользы такие игры не принесут.
6. Старайтесь придерживаться умеренно позитивного тона в общении. Хвалите за успехи, но сравнивайте ребенка только с ним самим. Многих детей ранит сравнение с другими детьми (более успешными в чем-то). Это утверждение справедливо и для медлительных.
7. Медлительные дети нуждаются в постоянном понимании и сочувствии, ненавязчивой помощи со стороны значимых взрослых. Многие из них не очень уверены в себе и в хорошем отношении других людей к ним. Поэтому уверенность в своих способностях нужно взращивать и всеми силами поддерживать.
8. Флегматики порой бояться начинать дело, опасаясь провала. В этом случае можно просто предложить свою посильную помощь. Тогда, скорее всего, малыш все же возьмется за работу и не заметит, как завершит начатое самостоятельно. Для флегматика большую роль играет осознание того, что в любой момент он сможет рассчитывать на поддержку.
9. Многое зависит от типов личности и темпераментов родителей. Если они очень активны, деятельны и нетерпеливы, то на почве медлительности ребенка возможны частые конфликты. Однако постоянное родительское раздражение, попытки как-то ускорить и поторопить ребенка способны надолго испортить нормальный психологический климат в семье. Конфликты становятся хроническими, малыш мучается, страдает от чувства вины, протестует, отказываясь выполнять какие-то действия вовсе. Малышу может казаться, что близкие его не любят и не понимают. На этой почве возможно появление страха потери семьи, родителей, боязни остаться одному. Они вызваны, прежде всего, чувством неуверенности.
Родители-сангвиники (и, в особенности, холерики), энергичные и нетерпеливые, могут хотеть увидеть в своем чаде аналогичные черты. Но тем самым они разрушают душевную связь и взаимопонимание между ними и ребенком. Не нужно требовать от крохи невозможного.
10. Медлительные ребята часто боятся новой обстановки и ситуаций, а это делает их уязвимыми перед большими переменами в жизни (поступлением в школу, детский сад, переездом, сменой коллектива и пр.).
Кроме того, маленькому копуше бывает нелегко пережить свои промахи. Родителям следует обратить должное внимание на адаптационные группы и мероприятия в детских учреждениях. А учителям и воспитателям нужно объяснить, какие у ребенка имеются психологические особенности.
И помните, что при правильном подходе именно из таких флегматичных и медлительных детей вырастают самые спокойные, разумные и основательные люди. Они продумывают свои действия на много ходов вперед и упорны в достижении целей.
12. Жизнь взрослых, от которых ежедневно требуется решение множества самых разных проблем, сложно понять маленьким детям. И то, насколько хорошо ребенок адаптируется к жизни, насколько он будет самостоятельным, зависит, конечно же, от поведения и реакции родителей.
Некоторые мамы и папы настолько устали от рутины и трудновыполнимых задач, что в какой-то момент они просто перестают улавливать ритм жизни своих детей. Они выполняют за медлительных малышей буквально все, считая, что делают тем самым их жизнь проще. Но такая тактика в дальнейшем окажет медвежью услугу, развивая в нем пассивность, инертность и чувство беспомощности.
Медлительность отнюдь не самое страшное качество, которое можно обнаружить у ребенка. С этим можно и нужно работать, но делать это необходимо правильно. При желании к любому ребенку можно найти подход и сделать его жизнь немного легче, интереснее и ярче.
Вопрос-ответ
Как понять, что ребенок медлительный?
Медлительность – это не патология, не нарушение в развитии, а индивидуальная особенность ребёнка. Главная особенность медлительных детей – более низкая , примерно в 2 раза , скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений. Обычно они робки, нерешительны.
Почему ребенок очень медленный?
Она связана с врожденной особенностью нервной системы – слабой подвижностью нервных процессов. Ребенок медленно думает, медленно говорит, медленно двигается, у него замедленные реакции И это не болезнь, не отклонение. Иногда медлительность вызвана ослабленностью ребенка, хроническим заболеванием.
В чем причина медлительности?
Причины медлительности Нерешительность человека, который хочет чего-то достичь, но боится допустить ошибку. Недостаточность информации по решению какой-либо задачи, что заставляет человека сомневаться в успехе. Еще одной причиной того, что человек все делает медленно является мысль о неприятном деле.
Как работать с медлительными детьми?
Работа с медлительными детьми требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых еще больше замедляет включение в деятельность медлительного ребенка.
Советы
СОВЕТ №1
Обеспечьте структуру и распорядок дня. Регулярные занятия и четкий график помогут ребенку лучше организовать свое время и снизить уровень стресса, что в свою очередь может повысить его скорость выполнения задач.
СОВЕТ №2
Используйте таймеры и игровые элементы. Превратите выполнение задач в игру, устанавливая таймеры на определенное время. Это поможет ребенку сосредоточиться и ускорить выполнение, а также сделает процесс более увлекательным.
СОВЕТ №3
Поощряйте самостоятельность. Давайте ребенку возможность принимать решения и выполнять задачи самостоятельно. Это поможет ему развить уверенность в своих силах и научиться более эффективно управлять своим временем.
СОВЕТ №4
Обсуждайте и анализируйте. После выполнения задач обсудите с ребенком, что ему удалось сделать хорошо, а что можно улучшить. Это поможет ему осознать свои сильные и слабые стороны и работать над ними.