В жизни каждого ребенка наступает момент, когда из милого малыша он превращается в упрямого капризулю, который делает буквально все наперекор взрослым. И нет с ним никакого сладу. Родители не знают, что с этим делать, ведь поведение маленького человечка меняется кардинально, порой он становится абсолютно неуправляемым. Что это – погрешности в воспитании? Характер? Или все же дело в другом? Разберемся вместе.
Причины и длительность кризисного периода
Родителям важно осознать, что кризис трех лет – совершенно естественная ступень развития. Кроха взрослеет и впервые начинает осознавать себя не как продолжение мамы и папы, а как самостоятельную личность. У него начинают вырабатываться стремление к независимости и волевые качества. Психика ребенка совершенствуется и усложняется, данный этап является своеобразным рубежом.
Острая форма кризиса может быть вызвана:
- гиперопекой со стороны старших, когда малышу и шагу не дают ступить самому (и получить тем самым собственный опыт);
- несогласованностью действий взрослых, когда один разрешает что-либо делать, а второй – нет.
В первом случае родители получают мощный протест, во втором – ребенок просто не знает, как правильно, ведь у него нет ориентира. Это раздражает и вызывает справедливую агрессию.
Степень выраженности кризиса 3 лет и его продолжительность связаны:
- с особенностями темперамента малыша (наиболее выражены проявления у холериков, наименее – у флегматиков);
- с тем, какого стиля воспитания придерживаются родители (строгость и авторитарность способствуют бурным реакциям со стороны ребенка);
- с тем, как выстроены отношения малыша с мамой (если они достаточно близки, справиться с кризисом будет легче).
Четких временных рамок период не имеет. У некоторых он начинается в 2,5 года, у некоторых – в 3. Продолжительность также может быть различной, но не ждите, что все пройдет через пару недель. Обычно требуется 6–12 месяцев, чтобы ребенок успокоился, стал более степенным и заметно повзрослел. Однако к четырем годам у большинства детей этот напряженный период заканчивается.
Кризис трех лет — это важный этап в развитии ребенка, который вызывает много вопросов у родителей. Врачи отмечают, что в этот период дети начинают активно проявлять свою независимость и стремление к самовыражению. Это может проявляться в капризах, протестах и негативизме. Специалисты подчеркивают, что такие изменения являются нормальной частью психоэмоционального развития и свидетельствуют о формировании личности. Важно, чтобы родители проявляли терпение и понимание, создавая для ребенка безопасное пространство для самовыражения. Врачи рекомендуют устанавливать четкие границы и правила, но при этом давать возможность ребенку принимать решения в рамках этих границ. Это поможет малышу чувствовать себя уверенно и снизит уровень стресса как у него, так и у родителей.
Признаки кризиса 3 лет у ребенка
Кризис как явление сопровождается рядом характерных черт, знание которых позволит взрослым понять, что дело именно в нем, а не в банальных капризах и избалованности. Итак, рассмотрим основные признаки:
1. Строптивость. Такое поведение не является адресным, то есть оно не направлено на кого-то конкретно. Ребенок как будто бунтует против устоявшихся правил и всего, что его окружает. Особенно остро этот аспект проявляется в семьях, где родители никак не могут прийти к согласию относительно воспитательных мер. Малыш это чувствует и прекрасно понимает.
Как проявляется. Кроха игнорирует обычные требования и просьбы старших. Делает вид, что ничего не слышит или не понимает, что обращаются именно к нему. Например, продолжает строить домик вместо того, чтобы начинать собираться на улицу, хотя мама просит об этом уже второй раз.
Как быть. Если вы видите, что малыш явно не настроен сейчас делать то, что вы просите, попробуйте заинтересовать его чем-то другим или просто не беспокоить несколько минут. В это время можно одеться самому или доделать какие-то небольшие дела. Как правило, вскоре ребенок встает и сам идет одеваться. Совершенно спокойно, потому что теперь он сам принял решение. Взрослым это может показаться мелочью, но для ребенка имеет огромное значение.
2. Протест. Так дети реагируют на давление близких взрослых.
Как проявляется. Они перестают выполнять привычные действия, часто взрываются от переполняющей их агрессии и гнева, закатывают истерики. И с последними, в свою очередь, не все так просто, как кажется. Такие психоэмоциональные реакции – стресс для организма, и они бьют не только по иммунитету. Когда внутреннее напряжение не находит выхода, не выплескивается наружу, ребенок направляет агрессию и негативные эмоции на самого себя.
Как быть. В моменты подобных «концертов» попытайтесь сохранить спокойствие и услышать, что хочет донести до вас малыш. Бывают ситуации, когда взрослые не понимают, чего хотят дети, просто потому, что не слышат их. И иногда такие просьбы выполнить легче, чем вы думаете.
Однако если кроха не хочет соблюдать меры безопасности (к примеру, бежит на проезжую часть), уступать или менять свои решения нельзя ни в коем случае. С возрастом ребенок начнет улавливать разницу между абсолютными табу (которые обычно направлены на сохранение его же жизни и здоровья) и другими ограничениями и перестанет реагировать на них столь негативно.
3. Негативизм. Между ним и обычным баловством (непослушанием) тонкая грань, потому крайне важно научиться отличать одно от другого.
Как проявляется. Если малыш просто не желает слушаться, то его поступки продиктованы собственными «хочу», которые с родительскими «надо» ну никак не сочетаются. Например, родители привели малыша покататься с горки. Через некоторое время они говорят, что пора идти домой обедать, но он хочет покататься еще, поэтому наотрез отказывается уходить. В данном случае его стремление противоречит родительскому «надо», вот он и не слушается.
А вот если ребенок отрекается даже от своего желания только потому, что оно совпало с требованием или инициативой значимого взрослого, это негативизм. Для примера представим ту же ситуацию, только когда кроха уже сам рад бы пойти домой, так как проголодался и замерз, но делать то, что говорят взрослые, не хочет. Здесь его «нет» вызвано не тем, что он не накатался с горки, а стремлением поспорить со старшим. И это при том, что они оба хотят одного и того же.
Такое отрицание всегда направлено на определенную личность, а не на саму суть требования или предложения. Ребенок не хочет делать именно то, что говорит этот человек. Как правило, адресовано такое поведение тому, кто проводит с малышом больше всего времени.
Как быть. Если вы замечаете негативизм в свой адрес, нет смысла продолжать требовать от малыша выполнить то, о чем вы просите. Лучше переждите, дайте ему успокоиться, а потом обратитесь к нему повторно. Иногда успехом пользуется тактика, когда один взрослый действует через другого: сын не слушается именно папу? Пусть то же самое через пару минут попросит сделать мама. И непременно ласковым голосом.
4. Обесценивание. Во время кризиса трехлетнего возраста за ребенком можно заметить, что он больше не ценит то, что раньше считал очень значимым. Касается это буквально всего: вещей и игрушек, правил поведения и даже любимых людей.
Как проявляется. Уравновешенный и воспитанный малыш вдруг начинает рвать книжки, рисовать черным маркером на обоях, ломать игрушки, пытается ударить папу. Сигналом кризиса также становятся случаи, когда дети отпускают грубости в адрес членов семьи, к которым раньше относились с трепетом и уважением. Так они стремятся добиться яркой эмоциональной реакции на свои слова и действия.
Как быть. Кричать на кроху и читать ему нотации бесполезно: он пропустит все мимо ушей. Попытайтесь донести то, что хотите, но по-другому. Разыгрывайте какие-то определенные обстоятельства в сюжетной игре. Смотрите вместе передачи и мультфильмы, где показывают, как правильно вести себя с людьми, что такое хорошо, что такое плохо. Рассказывайте на ночь истории. Про зайчика, который плохо себя вел, и с ним вдруг все перестали играть. Про мишку, который дрался со своим папой-медведем, и за это папа перестал покупать ему машинки и строить вместе с ним роботов из конструктора. Словом, импровизируйте. Попытайтесь найти правильный подход. И главное – объясняйте, почему так получилось, чтобы в голове у крохи откладывалось, какое поведение приводит к нежелательным для него последствиям.
В «моменты разрушения», когда ребенок ломает игрушки и портит вещи, переключайте его внимание на что-то другое. Желательно на то, к чему он не привык. Вместо самосвала предложите пупса или матрешку, вместо пластилина – тесто, вместо обычной игры в мяч – водный вариант игры (есть даже специальные наборы для ванной). Задача – сбить его с толку и заинтересовать нетипичной игрушкой, занятием.
5. Упрямство. Только не следует путать его с настойчивостью. Это абсолютно разные вещи.
Как проявляется. Настойчивость – хорошее качество, которое помогает добиваться поставленных целей. Например, ребенок не желает идти спать, пока не достроит домик. Для него важно довести начатое дело до конца.
А упрямство – это когда малыш не меняет свое мнение и требует что-то лишь из-за того, что ранее он уже это просил (говорил). К примеру, когда мама зовет ребенка к столу, он не идет, потому что недавно сказал, что не хочет. И здесь не играет роли даже тот факт, что за это время он уже успел-таки проголодаться.
Как быть. Нет необходимости заставлять малыша делать по-своему – так он будет еще больше упрямиться. Лучший вариант – оставить обед для крохи на столе, предложить малышу принять пищу, когда он проголодается, и заниматься своими делами.
6. Деспотизм. Трехлетний малыш любой ценой пытается заставить маму или папу сделать то, что он хочет. Можно сказать, что это желание управлять родителями.
Как проявляется. Один из примеров – кроха хочет, чтобы мама была рядом постоянно, не отходила от него ни на секунду. Если у него есть сестра или брат, он ревнует. Это проявляется в том, что он отбирает игрушки, ябедничает, дерется, щипается.
Как быть. Такое поведение – типичная манипуляция. Не поддавайтесь и продемонстрируйте, что внимание близких можно привлечь иначе, не прибегая к ссорам и истерикам.
7. Своеволие. Во время кризиса 3 лет малыши пытаются делать все самостоятельно и часто говорят: «Я сам».
Как проявляется. В целом это неплохо, но порой ребенок не соизмеряет свои силы с возможностями, и тогда начинаются проблемы. К примеру, когда кроха учится одеваться без помощи взрослых, это прекрасно. Но если он пытается убежать от мамы, когда переходит дорогу, или хочет без разрешения включить плиту, это совсем другое.
Как быть. Не ограничивайте ребенка, если его действия не несут вреда для окружающих или для него самого. Так он сможет приобрести бесценный опыт и научиться на собственных ошибках, если что-то не получится сразу. Однако все, что действительно опасно, должно быть под строгим запретом.
Советы родителям. Как помочь малышу преодолеть кризис без потерь
Главное для родителей – правильно относиться к происходящему. Поймите, что это не плохая наследственность или дурной характер. Ребенок растет, становится все более независимым, поэтому старая модель взаимодействия с ним не работает, нужно искать новую.
Отношение взрослых к малышу в этот период – очень важный аспект, и влияет он на многое. Ведь именно сейчас начинает формироваться личность, закладывается самооценка. Вот несколько рекомендаций для родителей, которые помогут смягчить негативные проявления:
- Позвольте ребенку быть более самостоятельным, делать несложные домашние дела. Например, мыть небьющуюся посуду, раскладывать столовые приборы, вытирать пыль. Исключайте лишь такие поручения, которые представляют потенциальную опасность для маленького помощника.
- Будьте максимально спокойны и невозмутимы. Если родители слишком бурно реагируют на то, как ведет себя малыш, это только усугубит проблему. Но спокойствие творит чудеса: малыш понимает, что истерики и крики не приводят к нужному результату, и постепенно уходит от этой формы общения, а его поведение нормализуется.
- Говорите «нельзя» как можно реже. Чрезмерно опекать ребенка и делать из него тепличное растение не стоит, тем более что это только раздражает его. Сформулируйте несколько правил, которые касаются поведения в обществе и безопасности. Дайте понять, что нарушать их запрещается при любых обстоятельствах. А в других (менее значимых) моментах бывает даже полезно сдаться и уступить малышу.
- Предоставьте возможность выбора. Это отличный способ не только избежать конфликта, но и дать ребенку почувствовать себя взрослым. В какой футболке пойдешь в садик – в желтой или синей? Хочешь сначала посмотреть мультики, а потом позаниматься или наоборот? Так вы дадите понять, что прислушиваетесь к его мнению.
Кризис трех лет — это важный этап в развитии ребенка, который вызывает множество обсуждений среди родителей и специалистов. В этом возрасте дети начинают активно проявлять свою независимость, что часто сопровождается капризами и протестами. Многие родители отмечают, что их малыши становятся более эмоциональными, часто говорят “нет” и требуют внимания. Психологи объясняют это стремлением к самоутверждению и исследованию границ. Важно помнить, что этот период — естественная часть развития, и хотя он может быть непростым, он также предоставляет возможность для обучения и укрепления связи между родителем и ребенком. Поддержка и терпение со стороны взрослых помогут малышу успешно пройти через этот этап, научившись справляться с эмоциями и выражать свои желания.
Работа с истериками
Запомните 2 главных правила:
- В самый пик истерики нет смысла объяснять что-то малышу или взывать к здравому смыслу. Просто подождите, пока кроха успокоится, а потом объясните, что именно в его поведении для вас неприемлемо. Говорите о своих чувствах и эмоциях.
- Когда ребенок «устраивает концерт» на людях, вы должны понимать, что все это имеет смысл, пока есть зрители. Как только их не будет, интерес продолжать у ребенка пропадет. Поэтому здесь 2 пути. Первый – уйти туда, где нет или почти нет людей. Второй – всеми силами отвлекать его внимание, чтобы он заинтересовался чем-то и переключился.
Малыш в возрасте 3 лет не всегда делает все назло родителям, тем более когда его спокойно просят, а не давят или кричат. Будьте хитрее и умнее. Не тащите разбушевавшегося ребенка через пешеходный переход. Лучше попросите, чтобы он помог вам перейти дорогу и взял вас за руку.
Напоследок хочется отметить, что не всегда все так проблематично. Бывает, что кризис протекает почти незаметно, без ярких негативных проявлений. Вместо этого он отмечается лишь изменениями в личности ребенка. Малыш начинает полностью осознавать свое «я» и рассказывать о себе в первом лице. У него начинает зарождаться самооценка и проявляются волевые качества. Напомним, что кризис не будет таким острым, если родители подготовятся к нему и подберут приемы воспитания с учетом всех особенностей своего малыша.
Фото:pixabay.com
Вопрос-ответ
Что такое кризис 3 лет у детей и как он проявляется?
Кризис 3 лет — это период в развитии ребенка, когда он начинает активно утверждать свою независимость и личность. Это может проявляться в негативизме, капризах, протестах против установленных правил и желаниях делать все самостоятельно. Ребенок может часто говорить “нет”, проявлять упрямство и испытывать эмоциональные всплески.
Как родителям справиться с кризисом 3 лет?
Родителям важно сохранять спокойствие и терпение в этот период. Полезно устанавливать четкие границы и правила, но при этом давать ребенку возможность выбора в безопасных рамках. Поддержка и понимание со стороны родителей помогут ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойно в сложные моменты.
Когда заканчивается кризис 3 лет и каковы его последствия?
Кризис 3 лет обычно начинается около 2,5 лет и может продолжаться до 4 лет. После этого периода дети, как правило, становятся более эмоционально устойчивыми и способны лучше справляться с фрустрацией. Этот этап важен для формирования самостоятельности и уверенности в себе, что положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.
Советы
СОВЕТ №1
Понимание и принятие эмоций. Важно помнить, что кризис трех лет — это естественный этап развития ребенка. Постарайтесь понять, что его поведение вызвано стремлением к независимости и самовыражению. Поддерживайте его в этом, показывая, что вы понимаете его чувства.
СОВЕТ №2
Создание безопасной среды. Обеспечьте ребенку возможность исследовать и экспериментировать в безопасной обстановке. Это поможет ему развивать уверенность в себе и своих способностях, а также снизит уровень стресса как для него, так и для вас.
СОВЕТ №3
Установление четких границ. Важно установить правила и границы, чтобы ребенок понимал, что допустимо, а что нет. Будьте последовательны в своих требованиях, но при этом старайтесь объяснять причины этих правил, чтобы ребенок мог их понять.
СОВЕТ №4
Использование игр для обучения. Игры могут стать отличным способом научить ребенка справляться с эмоциями и развивать социальные навыки. Используйте ролевые игры или настольные игры, чтобы помочь ему понять, как взаимодействовать с окружающими и выражать свои чувства.